Страницы истории
Лодейное Поле - районный центр на северо-востоке Ленинградской области с населением 28 тыс. человек. Город расположен на левом берегу реки Свирь, в среднем ее течении, в 240 км. От Санкт-Петербурга на пересечении крупных автомобильной, железнодорожной, водной и воздушной магистралей. Свирь - одна из наиболее живописных рек Северо - Запада. Она соединяет два величайших в Европе озера - Онежское и Ладожское.
Коренные жители Присвирья - угро-финские племена чудь и весь (карелы и вепсы) - поселились здесь еще 5 тысяч лет назад. В XI веке сюда стали добираться племена новгородцев за пушниной и рыбой. Они постепенно заселили этот край и, как свидетельствует летопись, "начаша владети сами себе и городи ставити". На судоходной реке Свирь "ладили лодьи", и к 18 веку за одним из поселений на ее берегах прочно закрепилось название "Лодейная пристань", "Лодейное поле".
В 1702г. По указу Петра 1 на Свири была основана корабельная верфь, со стапелей которой 22 августа 1703 года сошел первенец Балтийского флота - 28-пушечный фрегат "Штандарт". Сработанные нашими предками корабли во время Северной войны во многом определили успех русских в сражениях на Балтике и тем самым помогли России "прорубить окно в Европу".
Верфь на Свири действовала до 1830г. Сотни кораблей, построенных здесь, отличились в сражениях, которые вела Россия в этот период и прославились в кругосветных морских путешествиях. На шлюпе "Диана" В.М. Головин совершил свое знаменитое плавание, а шлюп "Мирный" участвовал в открытии Антарктиды.
О важном историческом этапе развития Лодейного Поля, связанном со строительством кораблей, сегодня напоминает памятник Петру I, сооруженный в 1832 году на берегу Свири, в том месте, где некогда находился дом Петра I.
Указом Екатерины II от 16 мая 1785 года поселению, сложившемуся вокруг Адмиралтейства на Свири, был жалован статус уездного города. Город получил название Лодейное Поле, а в 1788 году был учрежден его герб.
В XIX веке возросла роль Лодейного Поля как центра лесоторговли, чему способствовало его расположение на лесосплавной водной магистрали. Уездный город Олонецкой губернии был невелик: весь умещался на возвышенном мысе, образуемом рекой, имел десяток улиц, в основном с деревянными домами. Современный город в центральной части сохранил старинную планировку и несколько бывших купеческих домов.
XX-й век и третье столетие в истории города насыщен большими и значительными событиями. В 1916 году была построена Мурманская железная дорога, которая прошла и через город Лодейное Поле, сыграв революционную роль в его развитии. С тех пор старинный город на Свири является ж/д узлом одной из важнейших магистралей страны - Октябрьской железной дороги. Украшением города служил каменный собор святых Петра и Павла. Однако, время не пощадило его: в годы Великой Отечественной войны собор был разрушен. Город стоит и на одном из крупных водных путей страны: река Свирь - часть Волго-Балта. В 14км от Лодейного Поля, вверх по Свири находиться Нижне-Свирская ГЭС, один из первенцев плана ГОЭЛРО. Уникальная электростанция построена на девонских глинах. Давшая ток в 1935 году нашему городу и городу Ленинграду, она и сегодня входит в Единую энергосистему страны.
Накануне Великой Отечественной войны Лодейное Поле было развитым промышленным и культурным центром на северо-востоке Ленинградской области. В годы войны город на 1005 дней стал передним краем обороны. Здесь, по Свири, проходил один из важнейших рубежей Карельского фронта. Он преградил врагу путь к Ленинграду и не дал замкнуть второе кольцо блокады.
За время оккупации Южной Карелии противник соорудил по берегам Свири 6 оборонительных полос общей глубиной 180 км. Эти труднопроходимые рубежи были буквально начинены огнем: через каждые 50-100 м - доты, дзоты, бронеколпаки. Позиции врага включали до 300 км траншей, 170 км надолб и 4 тысячи проволочных заграждений.
Много геройских подвигов было совершено солдатами 7-й армии в период Свирско-Петрозаводской освободительной операции (лето 1944 г.). Среди них - подвиг сержанта Василия Полищука, стоявшего насмерть со своим отделением в ноябре 1941 г. на одной из высоток у речки Яндеба. За бои на Свирском рубеже 51 воин удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Пример массового героизма проявили 16 гвардейцев из 37 корпуса генерала В.П. Миронова, которые первыми форсировали Свирь во время наступления советских войск 21 июня 1944 г.
В результате кровопролитных боев советские войска вышли на финскую границу уже к августу 1944 г., а в сентябре с Финляндией было подписано соглашение о перемирии. Войска, воевавшие в Карелии, были переброшены на освобождение Заполярья и в страны Западной Европы. В период обороны город был разрушен и сожжен, и после войны его пришлось отстраивать заново. Расположенный на высокой террасе Свири, город вытянулся на 6 километров вдоль берега. Сейчас в нем много новых домов, город растет и благоустраивается.
В 18 километрах к северу от Лодейного Поля, у озер Рощинского и Святого, расположен замечательный архитектурный памятник XV века - Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь. Из первых сооружений монастыря сохранилась церковь Покрова богородицы. Несколько построек относится к XVI-XVII векам - Троицкий собор с интересной фресковой росписью стен и куполов, Преображенский собор и примыкающая к нему Захарьевская церковь.